Кто хочет стать супергероем?

Однажды самого непопулярного парня в институте, растяпу и неудачника, эдакого Акакия Акакиевича Башмачкина среди студентов, укусил паук. Вскоре юноша обрел невероятную быстроту и точность движений, сверхчеловеческую силу и ловкость. Не менее удивительная история произошла и с жителем Канады, получившим в результате мутаций адамантовый скелет и шесть острых когтей, помогающих ему побеждать врагов, разгадывая загадки собственного прошлого. В свою очередь, обычная семья канзасских фермеров воспитала подкинутого им мальчика с планеты Криптон. Он вырос, оказался потрясающе выносливым, мощным и способным к полетам на скорости света.

58-61_Superheroes-page-001_900

Эти примеры должны расстроить любого, кто мечтает стать супергероем. Потому что Человек-паук, Росомаха и Супермен получили суперспособности волею судеб, без какого-либо усердия с их стороны. Конечно, первый из них сумел самостоятельно создать синтетическую паутину и пускатели для нее, а два другие совершенствовали свои качества. Кстати, не только физические, но и личностные – ведь Супермен не сразу пришел к свойственному ему идеализму, а характер Росомахи все еще не назовешь ангельским. И все же, боевое мастерство этой троицы было предопределено.

К счастью, есть и другие примеры. Так, Железный человек спроектировал для себя крайне удачный костюм. В своей броне супергерой неуязвим, он умеет летать, а еще стрелять из встроенных в костюм лазеров и огнеметов. Бэтмен для борьбы с преступностью в родном городе использует навыки боевых искусств, шпионажа, познания в науке и технике. Всему этому реально научиться, а начать можно с плаща, шапочки с ушами летучей мыши и бронированного бэтмобиля. Вообще, Железным человеком и Бэтменом быть вдвойне выгодно, потому что по легенде оба они обладают крупными состояниями, а вот везунчикам, названным выше, приходится подрабатывать: Супермену – репортером, Росомахе – бойцом, а для Человека-паука учебу в институте в первое время никто не отменяет. Интересно, как он удерживается, чтобы не сделать «куколку» из поставившего низкую оценку преподавателя?

Трудно быть богом
Если вы проводите опыты с гамма-лучами, будьте осторожны. Пример физика Брюса Бэннера должен стать для вас поучительным. После облучения при неудачном эксперименте, физик стал в ярости превращаться в неистового монстра Халка, чья сила безгранична, потому как увеличивается пропорционально уровню эмоционального напряжения и гнева. Сильные мускулы ног позволяют Халку перепрыгивать огромные расстояния, он может обходиться без воздуха, а его кожа прочнее стали. Физик Бэннер научился контролировать свои состояния, но все-таки быть зеленым чудищем Халком не так приятно, как красивым парнем в облегающем костюме – таким, как Капитан Америка. Этот герой и патриот своей страны в результате действия специальной сыворотки и обработки вита-лучами был превращен из слабого юноши в совершеннейший образец человеческого развития. Крепкий и ловкий, Капитан Америка обладает быстрой реакцией и выносливостью, находящимися на высочайшем уровне природного потенциала.

Хотя, конечно, интереснее всего быть богом, как Тор. Или богиней, как Чудо-женщина. Она сильна и красива, умеет летать, общаться с животными, а также использует лассо истины, с помощью которого может заставить любого говорить правду и ничего, кроме правды. Личность Чудо-женщины родилась из образа повелительницы амазонок – богини Дианы из греческого пантеона. А прообразом Тора стал одноименный бог германо-скандинавской мифологии. Тор умеет повелевать молниями, видит на десятки световых лет вперед, может услышать зов о помощи с другой планеты и выдерживать сильнейшие удары без защиты. А когда он берет в руки свой асгардский молот, то мощь сына Одина многократно увеличивается. Поднять такой молот может только тот, у кого благородные намерения и доброе сердце. Впрочем, любая домохозяйка знает, что доброта человека с молотком пропорциональна количеству отбитых себе пальцев, и пока орудие труда в работе – герою лучше не мешать.

Супергерои и суперзлодеи
Вы уже поняли: супергероем может стать только тот, кто за все хорошее. Подвиги не возникают на пустом месте, их рождает борьба с силами зла. Зачастую после того, как супергерой обнаруживает свои отличия от обывателей, мироздание подсовывает ему пару-тройку мелких неприятностей, а после успешного их преодоления обнаруживается главный злодей. Суперзлодеем может быть мятежный генерал из далёкой планеты, сумасшедший клоун или обиженный на судьбу асгардский бог, в общем, террорист и подлец, грезящий о мировом господстве. Если вы уже воображаете себя супергероем, а злодея все нет, оглянитесь вокруг в поисках кого-нибудь с замашками диктатора – возможно, подойдет начальник на работе или родственница со стороны жены.

Случается, что злодеи переходят в категорию героев. Ловкая и изворотливая Женщина-Кошка дебютировала в комиксах о Бэтмене, как его противница, а позже развернулась в сторону добра. Подобная история случилась и с Черной вдовой, которая начинала свой путь, как тайный агент КГБ, а потом решила перевоспитаться. Союзник Черной вдовы по команде «Мстителей» Соколиный глаз, обладающий острейшим зрением и безошибочной точностью, тоже не сразу определился, за кого он. Но лучше всего сменить минус на плюс удалось повелителю армии миньонов из анимационного фильма «Гадкий я». Суперзлодей Грю, познакомившись с тремя девочками-сиротами, подобрел и стал для них заботливым отцом, заодно победив суперзлодея Вектора из этого же мультфильма. И пусть никого не смущает, что Грю – мультяшка. Все перечисленные герои высокотехнологичных блокбастеров тоже изначально были рисованными. Они появились благодаря комиксам двух корпораций – Marvel или DS Comics, – между которыми поделены не только права на образы персонажей, но и на само слово «супергерой». Кстати, и персонажи оскарносного мультфильма «Город героев» – юный гений роботехники Хиро Хамада, надувной робот Бэймакс, сверхскоростная девушка ГоГо Томаго и другие – тоже изначально фигурировали в комиксах Marvel. И даже галльские воины Обеликс и Астерикс, которые могут показаться нам персонажами из древних мифов, пережившими века, – на самом деле на двадцать моложе Супермена и Бэтмена. Образы галлов, которые при помощи зелья силы ведут борьбу с римлянами во главе с Цезарем, – были придуманы для журнала «Пилот» в 1959 году.

Эволюция супергероев
А вот русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – действительно древние. Как и герои германской песни о Нибелунгах или скандинавских саг о викингах. Как и актуальные до сих пор Геркал, Персей и Тесей. Эти парни – настоящие супергерои, обладающие нечеловеческой силой или смекалкой, либо и тем, и другим сразу. Просто наделить первых супергероев умением испепелять врага лазером взгляда или разлагать неприятеля на молекулы наши предки по понятным причинам не догадались.

Древнегреческие силачи рождались от браков олимпийских богов со смертными задолго до нашей эры, русских богатырей породила Мать – Сыра Земля более тысячелетия тому назад, но и в эпоху кино они не забыты. И это еще одно важное качество супергероя – умение быть популярным. Поэтому всем, кто мечтает о судьбе борца за справедливость в развевающемся плаще, стоит освоить навыки пиара и связей с общественностью. Даже если работать придется под прикрытием, как многим из «Мстителей». Популярность – важный критерий успеха, и нет сомнений: Алеша Попович наверняка приплачивал по мешку золота за строчку составителям героических былин, и теперь связан контрактом со студией «Мельница», снимающей анимационные фильмы о богатырях, Гераклу приходилось сотрудничать с Еврипидом, Софоклом и Гесиодом в V веке до нашей эры, а в последнее время на его подвигах зарабатывают режиссеры Голливуда.

Вершиной эволюции супергероев предлагаем считать интеллектуала Шерлока Холмса, овладевшего дедуктивным методом на уровне бога, и при этом умеющего метко стрелять, отлично драться и заодно играть на скрипке, а также Бонда. Джеймса Бонда – авантюрного и решительного агента разведки, – который поразил читателей романов Яна Флеминга и зрителей бондианы не только своими трюками, но и великолепным чувством вкуса, выбором модных костюмов и роскошных часов. А что, быть безупречно стильным – тоже суперспособность! Уж мы-то в XXI веке это точно знаем.

58-61_Superheroes-page-002_900

ГЛАВНЫЕ ФИЛЬМЫ О СУПЕРГЕРОЯХ
«Кинематографическая вселенная Marvel»
Самая прибыльная серия фильмов во всей истории кино. К лету 2016 года было выпущено 13 фильмов, в которых соединены сюжетные линии разных супергероев: Железного человека, Халка, Капитана Америки, Тора, Черной вдовы и так далее. Недавно к этому миру присоединился Человек-паук, о котором в свою очередь, уже выходили сольные фильмы: устаревшая уже серия с Тоби Магуайром и вполне пристойная дилогия с Эндрю Гарфилдом.
«Расширенная вселенная DC»
Компания DC Comics пошла по тропе, проложенной своими конкурентами из Marvel, – три года назад был выпущен отличный фильм о супермене «Человек из стали», этой весной событием стал «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Летом в прокате ждут киноленту «Отряд самоубийц», в которой сойдутся линии суперзлодеев: Уилл Смит играет порядком подзабытого врага Бэтмена по имени Дэдшот, а Джаред Лето – более популярного антагониста Джокера.
Фильмы о Бэтмене
Среди всего созданного с 1943 года о Бэтмене стоит отметить серию Тима Бертона. С его легкой руки тема супергероев впервые попала в интеллектуальное кино, а Майкл Китон и Джек Николсон, сыгравшие Бэтмена и Джокера соответственно, составили знаменитый дуэт, который оказал заметное влияние на культуру в целом. Позднее трилогия Кристофера Нолана с Кристианом Бэйлом в главной роли и элементами неонуара дала второе дыхание порядком выдохшемуся сюжету.
«Люди Икс»
Приключенческая серия о супергероях с Росомахой во главе насчитывает уже 9 фильмов. Даже самая первая картина 2000 года смотрится вполне современно, а Хью Джекман весьма органичен в роли супергероя с адамантовым скелетом.
«Суперсемейка»
Этот очаровательный анимационный фильм, как и упомянутый уже «Город героев», отмечен премией «Оскар». В сюжете – семья, целиком состоящая из супергероев.
Фильмы об Астериксе и Обеликсе
Образы неугомонных галлов вдохновили киношников на четыре остроумных фильма с Жераром Депардье в роли силача Обеликса и Моникой Белуччи в образе Клеопатры.
«Три богатыря»
К выходу готовится уже седьмой фильм об Алеше Поповиче и других богатырях. Анимация здесь довольно незатейлива, поэтому стабильные кассовые сборы обеспечивает остроумный сценарий.
Фильмы о древнегреческих героях
Стоит выделить приключенческую дилогию «Битва титанов» и «Гнев титанов» о Персее и фильм «300 спартанцев». Боевик «Геракл: Начало легенды» провалился в прокате, поэтому «продолжения легенды» пока не планируется.
Фильмы о Шерлоке Холмсе
Супергерой интеллектуального труда особенно хорош в исполнении Бенедикта Камбербэтча в культовом телесериале «Шерлок» и в дилогии Гая Ричи, где Холмса играет Железный человек – Роберт Дауни-младший.

Марина Арсёнова AMOR, лето 2016

ТОП-10 НЕЗАНУДНЫХ ФИЛЬМОВ ОБ ИСКУССТВЕ

Киноленты, раскрывающие личность художника с другой стороны, байопики о гениях и просто хорошее кино с увлекательным сюжетом – эти фильмы последних лет сообщат об искусстве и его деятелях больше, чем все документальные биографии художников вместе взятые. Особое впечатление получат зрители, который посмотрят подборку подряд.

1920341_932532176762450_3664666315845958927_n

«Фрида»

Главная героиня этой красочной драмы Сальма Хайек не только блистательно сыграла знаменитую мексиканскую художницу, обойдя других претенденток на роль – Мадонну и Дженнифер Лопес, – но и десять лет подряд добивалась, чтобы байопик о Фриде Кало был, в принципе, снят. Зря голливудские продюсеры тянули так долго, ведь биография столь удивительной личности – идеальный сюжет для кинематографа. Художница, ставшая в юности инвалидом, сумела запечатлеть на своих сюрреалистичных автопортретах само страдание. Одна из ценностей фильма режиссера Джули Тэймор– мультипликационные эффекты, которые раскладывают сложную мозаику этих картин на отдельные образы. Альфред Молина в роли живописца Диего Риверы, – обрюзгшего, прославленного и распутного мужа Фриды Кало, отчасти уравновешен красавцем Антонио Бандерасом в образе художника Сикейроса. А чувственный танец Сальмы Хайек с бесподобной Эшли Джадд, играющей фотографа Тину Модотти, претендует на лучшую сцену фильма.

modigliani-2004-01-g

«Модильяни»

Фильм Мика Дэвиса, снятый по мотивам биографии итальянского экспрессиониста Амадео Модильяни, охватывает последние годы жизни художника. В сюжете – отчаянный фатализм гения, великая любовь, соперничество беспокойного Модильяни с царственным Пикассо и атмосфера богемного Парижа, в которой оба художника являют собою архетипы творческих личностей того времени – все или ничего, признание или смерть. Кинолента «Модильяни» почти так же совершенна, как полотна мастера. Великолепна режиссура, сводящая к кульминационному моменту фильма в единую точку все мотивы и линии. Триумфален Энди Гарсиа в главной роли. Идеален саундтрек: музыка каждый раз прекрасно сочетается с происходящим на экране, оставляя ощущение чуда.

139440_midnight-in-paris-1

«Полночь в Париже»

Фильмы Вуди Аллена – отдельный жанр кинематографа. Эта романтическая комедия противопоставляет современный Париж, выглядящий как набор туристических открыток, – Парижу 1920-х и 1890-х годов. Прекрасно то время, когда богема правила бал, и творчество было стилем жизни. Главный герой, чудом оказавшийся в прошлом, встречает писателей Фицджеральда и Хемингуэя, художников Пикассо, Сальвадора Дали, Анри Тулуз-Лотрека, Гогена и многих других. Гении прошлого показаны слегка схематично, но все же, «Полночь в Париже» дает замечательный портрет сразу нескольких эпох, включая современную. «Настоящее не приносит удовлетворения, потому что сама жизнь порой не приносит удовлетворения», – делает вывод герой. Что же, если жизнь не приносит удовлетворения, всегда можно посмотреть хороший фильм.

20120817060629352

«Девушка с жемчужной сережкой»

Бенефис Скарлетт Йоханссон в роли служанки и натурщицы Вермеера – одного из величайших живописцев золотого века голландского искусства. Доподлинно неизвестно, что за девушка позировала художнику для его «северной Мона Лизы», и сам ли он дополнил образ модели жемчужной сережкой, многозначительно проткнув ей мочку уха острым шилом. История сохранила крайне мало фактов биографии живописца. Поэтому работа режиссера Питера Уэбберас Колином Фертом в роли Вермеера – художественная реконструкция личности гения и одна из версий создания известной картины. Фильм неспешный, глубокий, можно сказать, ювелирный. По своей медитативной атмосфере он и сам схож с полотнами Вермеера – с их игрой света и тени, с их вниманием к деталям, в силу чего даже стирка белья кажется своего рода искусством.

Miller+glamorous+Factory+Girl+0KO1t4_yAT7x

«Я соблазнила Энди Уорхола»

Фильм раскроет личность эпатажного представителя поп-арта Энди Уорхола лишь с темной стороны, за что эту работу режиссера Джорджа Хикенлупера нередко критикуют. Однако зритель получит полное представление влиянии наркотиков на женский организм и скандальных буднях глэм-клуба «Фабрика» – знаменитой арт-студии художника и пристанища нью-йоркской богемы 1960-х. Кинолента снята по мотивам биографии Эди Седжвик – богатой наследницы, светской львицы, актрисы, модели,несчастной музы Энди Уорхола и Боба Дилана. Ее убедительно играет Сиенна Миллер. Неловко переведенное на русский оригинальное название фильма«Factory Girl»отображает важную идею фильма: Эди Седжвик – одна из многих, и какой бы трагической ни была судьба музы, гению все злодейства сходят с рук.

Exit-Through-the-Gift-Shop_Banksy

«Выход через сувенирную лавку»

Эта кинолента была номинирована на премию «Оскар» в категории документальных фильмов – но критики до сих пор спорят, является она настоящей документалистикой, или же это подделка, шутка хитреца Бэнкси, чьи граффити продаются за миллионы долларов, а личность до сих пор не раскрыта. Подробный и ни на что не похожий фильм повествует о том, как чудаковатый графоман от киноискусства по имени Тьерри Гетта, купив себе камеру и фиксируя на нее все подряд, увлекается стрит-артом – и пробует снять кино о главных героях этого искусства нового времени. В итоге фильм за него делает сам Бэнкси, с легкой руки которого Тьерри Гетта тоже становится граффити-художником.

DSC7852-TBO

«Лучшее предложение»

«В любой подделке всегда скрыто что-то подлинное», – таков девиз последнего фильма Джузеппе Торнаторе. Подделке подвергаются как предметы искусства, так и человеческие чувства: дружба, любовь, доверие, сострадание. Главный герой в исполнении Джеффри Раша– аукционист, коллекционер и специалист по искусству – немолодой и одинокий мизантроп. Поэтому лучшим для него становится предложение таинственной клиентки, которая желает произвести оценку своего антикварного имущества, – хотя бы в том смысле, что герой, очаровавшись ею, порядком преображается. Концентрируясь на психологии отношений между людьми, фильм затрагивает и мир искусства, открывая его изнаночную сторону. Виртуозный сюжет подкреплен соответствующим музыкальным сопровождением и тонким противопоставлением восхитительного вымысла – невзрачной реальности.

basquiat-1996-08-g

«Баския»

Режиссер этого фильма одновременно является одним из его героев – Джулиан Шнабельдо того, как заняться кино, был художником. В 1980-х он дружил с неоэкспрессионистом Жаном-Мишелем Баскией, который, начав свой путь со стрит-арта, сумел в кратчайшие сроки дойти до вершины художественного успеха и сигануть с нее в бездну психоактивных веществ. Ярким фоном жизни художника становится артистическая среда Нью-Йорка того времени. «Баския» – второй фильм из этой статьи, где мы видим Энди Уорхола. На сей раз – с лучшей стороны: Уорхол до конца жизни был другом Баскии, тот жил и работал в студии идеолога поп-арта; художники влияли на творчество друг друга. Простив дебютному фильму Шнабеля незатейливость режиссуры, отдадим должное его выбору актеров: Дэвид Боуи превосходно выглядит в роли Уорхола, одним из увлечений Баскии становится героиня Кортни Лав, и самого Шнабеля играет великолепный Гэри Олдмен.
pollock

«Поллок»

В Европе был Сальвадор Дали, в России – Казимир Малевич, а в Америке –Джексон Поллок. Эти художники не просто занимались творчеством – они перевернули представление современников о том, какой должна быть живопись. Байопик «Поллок»рассказывает о жизни и творческом пути идеолога абстрактного экспрессионизма – от попыток уйти из-под влияния Пикассо до создания собственного стиля. Фильм Эда Харриса – режиссера и исполнителя главной роли – это еще и гимн подвигу женщины, спутнице жизни Джексона Поллока. Художница Ли Краснер, за роль которой актриса Марша Гей Харден получила «Оскар», оставила собственное творчество, чтобы стать сиделкой, агентом, и женой Поллока. Однако ее жертва не была оценена по достоинству. Придумав технику разбрызгивания краски по холсту, Джексон Поллок заодно «разбрызгал» свою жизнь, выплеснул на холст все, что в нем было.

f_152969

«Призраки Гойи»

Испанский художник и гравёр Франциско Гойя – не главное действующее лицо этого фильма. Он, скорее, наблюдатель – свидетель эпохи правления Карла IV, придворным живописцем которого был Гойя. В центре сюжета – героиня Натали Портман, ставшая жертвой испанской инквизиции, и герой Хавьера Бардема, проделывающий путь из духовного лица в чиновники нового наполеоновского режима. Тем не менее, можно узнать некоторые подробности жизни самобытного художника, рассмотреть на экране многие из его работ и открыть для себя технику изготовления офортов. Драма Милоша Формана была прохладно принята критиками, – очевидно, что от режиссера «Пролетая над гнездом кукушки» заранее ждали слишком многого. А вот зрителям фильм, в основном, нравится. Динамичный сюжет увлекает с первых кадров, натурально смотрятся актеры, дополняет впечатление весьма правдоподобный портрет эпохи.

Марина Арсёнова, АМОР, 2014.

Гангстер собственной персоной

В Киеве побывала группа создателей фильма «Враг государства №1» во главе Венсаном Касселем, известным французским актером, супругом кинозвезды Моники Белуччи. В украинскую столицу знаменитость приехала специально на презентацию фильма, премьера которого состоится у нас 13 ноября. Это на две недели позже, чем во Франции, но раньше, чем в США. Вторая часть этой картины выйдет в прокат с 11 декабря.

Публика, пришедшая в кинотеатр «Киев» на вечернюю премьеру фильма, около часа ждала анонсированного прибытия французского актера. Наконец, из белого лимузина вышел актер Венсан Кассель в компании режиссера фильма Жана-Франсуа Рише, сопродюсера Жана Коттина и актера Оливера Бартелеми. Венсан Кассель кратко поприветствовал со сцены украинских киноманов, поблагодарил прокатчиков фильма и отдался на растерзание поклонников — в течение следующего часа гости фотографировались и просили автограф у заезжей знаменитости. Венсан Кассель мужественно выдержал как атаку фанатов, так и вручение «сексуального» подарка от спонсоров — к актеру вышла девушка, на обнаженной груди которой были нарисованы портреты актера.

Создатели фильма о судьбе легендарного гангстера Жака Мерина, который 20 лет подряд грабил банки и виртуозно скрывался от полиции, днем ранее презентовали свое творение в Москве. Пригласить знаменитого актера в Украину получилось благодаря прокатчику JRC Film и компании Nemiroff.

Венсан Кассель и Жан-Франсуа Рише признались корреспонденту газеты «Дело», что ни разу не видели ни украинских фильмов, ни актеров. И даже не задумывались, что знаменитая девушка Джеймса Бонда Ольга Куриленко — украинка.

600full-vincent-cassel

Марина Арсёнова, газета «Дело», 30 октября 2008

Встреча с Авдотьей Смирновой

Вчера в агентстве РИА Новости состоялась встреча режиссера Авдотьи Смирновой со зрителями, чему предшествовал показ киноленты «Кококо». Премьера «фильма о женских энергиях», как определяет его сама Смирнова, состоялась на фестивале «Кинотавр». Анна Михалкова и Яна Троянова, сыгравшие в фильме двух подруг из разных социальных слоев Лизу и Вику, разделили между собой приз за лучшую женскую роль. «Кококо» также недавно показывали на ММКФ. И зрители, и критики тепло принимают этот фильм.

В трех залах РИА Новости собралось более пятисот зрителей – в агентстве аншлагу обрадовались, однако саму Авдотью Смирнову это расстроило. По окончанию фильма она вышла на сцену и, в первую очередь, высказала удивление тому, как много людей готовы сэкономить и прийти на бесплатный показ, в то время как «Кококо» идет в широком прокате, а российскому кино не хватает денег. Зрителей это обвинение задело – в зале оказались и те, кто уже смотрел фильм в кинотеатре, и даже гостья из Екатеринбурга, которая специально приехала на показ и встречу с режиссером. «“Два дня” я ездила смотреть в Новосибирск, “Кококо” – в Москву», – сказала она и поблагодарила за фильм. Еще одна зрительница прямо указала Авдотье Смирновой, что нельзя с таких заявлений начинать общение: зал зааплодировал.

Из-за столько резкого начала беседа сразу приняла оживленную форму, и о проблемах российского кино и его проката речь шла минут тридцать. Так, в ответ на реплику одного из зрителей о том, будто режиссеры в России сами виноваты, что их кино не смотрят, Авдотья Смирнова назвала несколько, по ее мнению, хороших отечественных фильмов, и попросила тех, кто их смотрел, поднять руки. Она перечислила киноленты Сергея Сельянова, Бакура Бакурадзе, «Кочегар» Балабанова, «Как я провел этим летом» Попогребского и другие. Руки в зале подняли человек тридцать. Тогда Авдотья Смирнова предложила не опускать их тем, кто смотрел эти фильмы в кинотеатре. Остались всего около десяти рук.

Вскоре после такого наглядного примера о положении дел в российском кинематографе слово взяла еще одна гостья:
– Меня раздражает в ваших фильмах открытые финалы, – сказала она Авдотье Смирновой. – А вы как к ним относитесь?
– Как видите, хорошо.
– Я считаю, что это свидетельствует о творческом бессилии сценаристов.
– Спасибо.
– Я хочу вам сказать, что даже если ваши фильмы проваливаются в прокате, вы должны быть благодарны судьбе за то, что занимаетесь любимым делом, – продолжила гостья. – Я, например, тоже сценарист. Но я, как ваша Вика из фильма, – такая же Катя из провинции, которую не хотят брать на работу. Все говорят, что я талантлива, и что у меня большое будущее. Но мне уже сорок лет… А вы, все-таки, из той среды, ваш папа – режиссер Андрей Смирнов.
– У каждого своя история, – спокойно ответила на это Авдотья Смирнова. – Мой папа запретил мне поступать во ВГИК, сказал, что если я пойду в кино, то он не переступит порог моего дома, и год со мной не разговаривал.

Кроме того, Авдотья Смирнова извинилась за свое мнение о зрителях, высказанное в первые минуты встречи. Зал, наконец, успокоился.

Началось обсуждение «Кококо». Авдотья Смирнова подробно рассказала об идее фильма: она хотела показать, как два незрелых человека заступают на личное пространство друг друга с лозунгом «Я знаю, как тебе жить». Режиссер призналась, что в ее жизни была такая история, и даже – что красная шубейка, подаренная Викой Лизе со словами «Запомни, красный – твой цвет», – это вещь из личного гардероба Смирновой, тоже подарок. Авдотья Смирнова подчеркнула, что социальное различие героинь – не главное в фильме. «Вечной комедией русской жизни», как обозначили «Кококо» прокатчики, режиссер свою работу не считает.

Ближе к завершению вечера режиссеру начали задавать вопросы «за жисть»: «Как делать добрые дела?», «Дружба двух героинь спасает их от одиночества или усугубляет его?», – как это бывает на творческих встречах Бориса Гребенщикова. Авдотья Смирнова предупредила публику, что не является учителем жизненной мудрости, но высказывалась замечательно.

Например:
– Дружба – тоже форма любви. Иногда более бескорыстная, чем то, что мы называем любовью.

Или:
– Не стоит всю жизнь цепляться за другого человека в надежде спастись от одиночества. Зрелый человек не боится его. Мы рождаемся одни, умираем одни. Осознание этого является моментом наивысшей печали. Но после жизнь становится хотя и менее счастливой, зато более достойной.

И фраза Авдотьи Смирновой, которая удачно завершит этот репортаж:
– Для меня нет в жизни ничего более интересного, чем люди.

Текст: Марина Арсёнова.

Holy Motors и актерское мастерство

Все кинокритики, дававшие советы по программе Московского международного кинофестиваля, проходящего в эти дни в столице, первым делом рекомендовали к просмотру фильм Holy Motors. Премьера этой киноленты режиссера Лео Каракса состоялась в Каннах, где она всех впечатлила, но несправедливо осталась без наград.

Вчера в кинотеатре «Октябрь» на единственный показ фильма собрался полный зал №1 (а это большой зал), несмотря на позднее время сеанса и грядущий трудный день понедельник.

Видный представитель Новой волны Лео Каракс, не снимавший большое кино уже тринадцать лет, создал двухчасовой гимн актерскому мастерству, переплетя в сюжете жизни пожилой попрошайки, юродивого, отца подрастающей дочери, модели для компьютерной графики, убийцы, умирающего. Всеми ими является один и тот же человек, герой актера Денни Лавана, входящий то в один, то в другой образ. Бурная фантазия создателя фильма родила сценарий, граничащий с записками сумасшедшего и раскрывающий в мотивах и символах фильма темы одиночества, близости, сложности взаимоотношений между людьми, иллюзорности жизни. Красивое авторское кино, достойное пересмотра, который, кстати, возможен осенью. Как минимум, ради эпизода с невозмутимой супермоделью в исполнении Евы Мендес, которую из-под fashion-съемки ворует почти что черт с рыжей бородой и бельмом на глазу.

18 октября Holy Motors выйдет в России в широкий прокат – так что все, кто не увидел фильм в рамках ММКФ, смогут наверстать упущенное. Но только под другой вывеской. Перед показом на сцену зала №1 вышел Роман Дорофеев, представитель дистрибуционной компании «Русский репортаж», и сказал, что оставлять английское Holy Motors – не вариант, что кинокритики уже предложили фильму названия «Божественная механика» и «Священные моторы», и попросил собравшихся придумать что-нибудь на эту тему. Свои варианты можно оставлять на страницы компании в FB: facebook.com/rusreport

Фильмы, из-за которых мы не читаем книги

«Пляж»
Автор книги: Алекс Гарленд. Режиссер фильма: Дэнни Бойл
Дебютный роман золотого мальчика Алекса Гарланда (его отец был известным в Нью-Йорке политическим карикатуристом, а мать – психоаналитиком) – в 1996-м году стал абсолютным бестселлером. При его чтении создается устойчивое ощущение «сценарности» текста, хотя Алекс вряд ли предполагал, что книгу экранизируют. Он признавался, что не считал свою писательскую деятельность серьезным занятием, и не претендовал на успех. Алекс Гарланд в юности и ранней молодости рисовал комиксы. Его мышление, настроенное на визуальный образ, и определило авторский стиль романа «Пляж». Голливуд не мог обойти стороной настолько удобное по формату произведение, и для экранизации не понадобилось много времени – уже в 2000-м году состоялась премьера киноленты. Леонардо ди Каприо сыграл в «Пляже» одну из своих лучших ролей, фоном для которой послужили великолепные пейзажи бухты Майя-Бей на острове Пхи-Пхи-Ле. По сюжету его герой вместе с парой новых знакомых перебирается на один из затерянных в Сиамском заливе островов, где по собственному укладу живет небольшая коммуна людей, уставших от цивилизации. Поначалу остров всем кажется раем на земле, но постепенно его обитатели теряют лицо – жить в изолированном мире оказывается слишком сложно психологически.

Резюме: смотреть, а не читать
Во-первых, нельзя отказывать себе в удовольствии от души налюбоваться снятыми на пленку панорамными видами бухты, – все же, фантазия человека не способна создавать красоту лучше, чем природа. Во-вторых, какого-либо особенного языка в русском переводе романа «Пляж» нет, интерес сводится, в основном, к оригинальному сюжету и хорошо выписанным образам. Но фильм настолько близок к книге, что терять особенно нечего.

«Властелин колец»
Автор книги: Джон Р. Р. Толкиен. Режиссер фильмов: Питер Джексон
Трилогия филолога Джона Р. Р. Толкиена во второй половине ХХ века была одной из самых известных и коммерчески успешных книг – в нее влюбились лучшие люди того времени – хиппи, а ближе к новому времени «Властелином колец» зачитывалась вся планета. Книга была переведена на 38 языков (на одном только русском она выходила в 7 вариантах), и породила международное сообщество людей, занимающихся особым направлением исторического фехтования – «толкиенизмом». Автор «Властелина колец», увлеченный идеей переосмысления английского эпоса, был перфекционистом – он совершенствовал свое произведение более десяти лет. Естественно, что с таким идеальным материалом режиссеру Питеру Джексону работалось легко – и в результате его экранизация, выпущенная в 2001-2003-м годах, получила множество наград, включая 17 премий «Оскар». Но вот беда – в течение последних десяти лет киноэпопея «Властелин колец» по финансовым показателям затмевает книгу – ведь после подробнейшего экранного пересказа мало кто решается осилить трехтомник Толкиена.

Резюме: читать в оригинале
Сегодня фильм «Властелин колец» уже не кажется столь совершенным с точки зрения спецэффектов, к тому же, человеку XXI века он кажется затянутым. Тем не менее, мало кто не знаком с киноэпопеей вовсе. Выход есть – если образование позволяет, стоит прочесть роман на английском языке. Это не так уж сложно, хоть и займет много времени. Семь переводов на русский язык были сделаны неспроста – многие имена и географические названия в оригинальном тексте имеют староанглийские, валлийские и скандинавские корни, являющиеся понятными для носителей современного английского языка, но сложными для адаптации. Английский язык филолога Толкиена – памятник мировой культуры, этим невозможно пренебрегать.

«Завтрак у Тиффани»
Автор книги: Трумен Капоте. Режиссер фильма: Блейк Эдвардс
Между выходом блестящей книги Трумена Капоте и ее премьерой ее экранизации прошло всего три года. История не слишком счастливой, но искренней и бесконечно стильной Холли Голайтли за шестьдесят лет не потеряла актуальность – посмотреть фильм считает своим долгом каждая it-girl, живущая в большом городе. А ведь маленькое черное платье, созданное для фильма лично Юбером де Живанши, могла прославить не Одри Хепберн, а Мэрелин Монро – именно ее видел в главной роли Трумен Капоте.
Отношения Холли Голайтли и ее друга-писателя в романе выглядят более сложными, чем в фильме. У героев Одри Хепберн и знаменитого в то время Джорджа Пеппарда они романтические – это классический сюжет для Голливуда. Книжную Холли ее безымянный сосед и жалеет, и восхищается ею, и, в конце концов, именно она вдохновляет его стать настоящим, успешным писателем. Дружба априори глубже, чем любовь, потому что не знает страсти.

Резюме: и читать, и смотреть
Фильм и книга отличаются идейно и стилистически, поэтому лучше выбрать и то, и другое. Тем более что роман очень невелик по объему – это, скорее, повесть, а кинолента, помимо волшебной Одри Хепберн, хороша своим саундтреком. Песня Генри Манчини Moon River – одна из самых нежных баллад мирового кинематографа.

«Бойцовский клуб»
Автор книги: Чак Паланик. Режиссер фильма: Дэвид Финчер
Права на экранизацию этого фильма 1999-го года, ставшего пощечиной общественному потреблению, были выкуплены у Чака Паланика еще до публикации книги. Кто знает, каким бы получился фильм и смог бы он затмить книгу, если бы за него взялся не Дэвид Финчер, а, например, Питер Джексон, Брайан Сингер или Дэнни Бойл, которым студия 20th Century Fox также предложила сценарий будущей киноленты. Хотя поначалу фильм не был принят однозначно, окупившись в прокате только наполовину, когда пришло время подводить итоги и высказываться о судьбе поколения, «Бойцовский клуб» был назван культовым и определяющим историю современного мира. И это заслуга не только Чака Паланика, выразившего в своем произведении целую философию отказа от консюмеризма, но и в гениальности Дэвида Финчера. Режиссер нашел мастерские решения для того, чтобы изобразить на экране психическое расстройство героя Эдварда Нортона и его борьбу с протагонистом – героем Брэда Пита. И нельзя забыть Хелену Бонэм-Картер, исполняющую роль Марлы. В этом фильме о мужчинах и для мужчин она великолепно создала образ постфеминистичной femme fatale конца ХХ века.

Резюме: читать после просмотра
К произведениям, в которых изложено много хороших мыслей, лучше возвращаться. Поэтому толковые книги принято перечитывать. В случае с «Бойцовским клубом» удобно сначала насладиться динамикой кино, потом подробно вчитаться в философию Паланика.

«Форрест Гамп»
Автор книги: Уинстон Грум. Режиссер фильма: Роберт Земекис
История знаковых событий 60-80-х годов в США, так элегантно вписавшаяся в жизнь не совсем полноценного умственно Форреста Гампа, оказалась настолько успешной в кинематографе, что мало кто знает о существовании одноименной книги. Фильм получил 6 премий «Оскар», был выдвинут на множество премий на кинофестивалях и 12 раз окупился в прокате. В фильмографии Роберта Земекиса было еще много удачных проектов (из последних – «Полярный экспресс», «Рождественская история»), а писатель Уинстон Грум, к сожалению, ничем больше существенно не прославился. По задумке режиссера в образе наивного и храброго Форреста Гампа, которого блистательно сыграл Том Хэнкс, утрированно воплощены черты типичного американского героя, а в лице его любимой женщины Дженни – все пороки общества тех времен. Пока Дженни увлекается контркультурой хиппи, употребляет наркотики и ведет беспорядочную половую жизнь, Форрест играет в американский футбол, участвует в войне во Вьетнаме, встречается со знаковыми личностями того времени – Элвисом Пресли, президентами Кеннеди и Джонсоном, косвенно участвует в судьбе президента Никсона.

Резюме: смотреть обязательно, читать по желанию
В книге грань между Дженни и Форрестом менее четкая. К примеру, литературный Гамп менее простодушен, он пробует наркотики, и в целом фильм и роман сильно разнятся по сюжету и настроению. Форрест Гамп в книге становится не только солдатом, но и астронавтом, музыкантом, рестлером, а также баллотируется в сенат, и вовсе не устраивает забегов через всю страну. Произведение Грума во многом циничнее доброй сказки Земекиса, который не только запечатлел историю США, но предложил читателям подумать и об общечеловеческих ценностях.

Марина Арсенова, AMOR №4

12 возлюбленных мужчин

Ретт Батлер в исполнении Кларка Гейбла
(Унесенные ветром, 1939 г.)
Вот уже более 70 лет мы говорим «мужчина мечты», а подразумеваем Ретт Батлер.  Сильный, энергичный, проницательный, дерзкий, своенравный, насмешливый, с отличным чувством юмора, презирающий чванливое общество — и честный. И любит Скарлетт так, что, сколько бы он не смеялся над ней, эта любовь все равно вызывает зависть. «Как можно было позволить своей любимой женщине пойти на такое? Если бы он любил Вас, он бы знал, на что Вы готовы пойти, когда доведены до отчаяния. Да он должен был убить Вас, но не отпускать. Тем более ко мне», — возмущен Ретт, узнав, что Эшли отправил Скарлетт в Алтанту за деньгами. Разве можно не восхищаться Реттом, так отличающимся от всех этих аморфных мужчин, окружающих Скарлетт, не винить ее в их разрыве и не жалеть ее, плачущую на ступеньках дома после его ухода. Слава богу, что сняли продолжение с Тимоти Далтоном — а то мы бы так и не пережили бы отсутствие хэппи-энда.

Марк Дарси в исполнении Колина Ферта
(Гордость и предубеждение, 1995 г.)
Когда сестра Лизи Беннет, спрашивает ее, как давно та любит Дарси, Лиззи шутя отвечает, что, наверное, с того момента, когда она увидела впервые его великолепное поместье. Но в каждой шутке, как говорится, есть доля правды. У Марка Дарси много достоинств, и его богатство — одно из них. А еще он красив, честен, порядочен, благороден и, на удивление, самокритичен и страстен.  «Дорогая, любимая Элизабет», — в очередной раз признается в своих чувствах Марк, и девичьи сердца тают в одном протяжном полувздохе. Автор романа, английская писательница Джейн Остин говорила: «К сожалению, мистера Дарси можно было только придумать…». Может, потому сама она так и не вышла замуж. Лучшее — враг хорошего.

Эдвард Льюис в исполнении Ричарда Гира
(Красотка, 1990 г.)
Давайте посмотрим правде в глаза — герой Гира не такой уж глубокий и многогранный, чтобы можно было говорить о нем часами. Но это сказка почти про Золушку, а Эвард — никто иной как принц. Богатый, смешной, красивый, наконец. И даже не испугавшийся «высоты» — в смысле, того, что его избранница девушка легкого поведения.

Грегори Хаус в исполнении Хью Лори
(Доктор Хаус, 2004-2011 гг.)
Как сказала одна моя приятельница: «Я бы ни за что не хотела бы замуж за такого, как Грег, но именно с таким я бы хотела иметь умопомрачительный роман, который запомнился бы мне на всю жизнь». Хауса любят не потому, что он сволочь. Сволочей — масса, а гениальны среди них — единицы. И он — тот единственный. Умный, саркастичный, неординарный, но, при этом боящийся и избегающий близости. Стоит отметить игру Хью Лори — умение уйти от антисексуальной роли Вустера в притягательное амплуа немолодого доктора заслуживает восхищения.

Давид Гоцман в исполнении Владимира Машкова
(Ликвидация, 2007 г.)
Он, конечно, может, и говорит с фрикативным «г», шокает и одевается как попало, и работа у него опасная, но зато, если увлекается женщиной, то настойчиво и с серьезными намерениями. А еще он усыновляет бездомного мальчика, уважительно разговаривает со старшими, борется с преступниками не на жизнь, а на смерть, дружит крепко и на всю жизнь. Давид Гоцман, не идите кидаться лицом в навоз, нам ОЧЕНЬ интересно ходить с Вами по одной Одессе!

Рик Блэйни в исполнении в исполнении Хамфри Богарта
(Касабланка, 1942 г.)
Необъяснимо, но факт — женщинам нравятся мизантропы и циники. Правда, они предпочитают думать, что под маской цинизма всегда скрывается любящее и нежное мужское сердце, которое нужно лишь уметь растопить. Рик именно такой. Ему плевать на политику, на то, кто выиграет в войне, какие у кого взгляды, и даже на женщину, которую он сильно любил, ему тоже якобы плевать. Пока не выясняется, что ей нужна его помощь — чтобы спасти себя и мужа. После непродолжительной внутренней борьбы Рик, наконец, поступает так, как и должен поступить а) настоящий, б) любящий, в) благородный мужчина. И его возлюбленная Ильза уезжает вместе со своим мужем Виктором, оставляя Рика одного, после столь жертвенного и всепрощающего поступка. Зато теперь почти 70 лет Рик Блэйни остается для многих женщин примером великодушного и сильного мужчины. Таких мы тоже любим. Как и циников.

Штирлиц в исполнении Вячеслава Тихонова
(Семнадцать мгновений весны, 1973 г.)
Абсолютный фаворит советских женщин — а уж они знали толк в мужчинах. Это сейчас нам достаточно, чтобы герой фильма брутально улыбнулся, а тогда в цене были другие качества. Штирлиц — сильный, харизматичный, верный, у него стальные нервы и неординарное мышление. А как он любит? Та знаменитая сцена свидания, когда он молча обменивается взглядами со своей женой, с которой не может заговорить. Отдайте эту роль Роберту Паттинсону, и посмотрим, сможет ли он 6 минут молча смотреть на женщину так, чтобы вся страна плакала.

Уильям Уоллас в исполнении Мела Гибсона
(Храброе сердце, 1995 г.)
В отличие от остальных киногероев, которые, в основном, выдуманы, у Уильяма Уолласа есть реальный исторический прототип — национальный герой Шотландии, прославленный и всеми любимый. Простой шотландец, бросивший вызов самому королю, борец за свободу, справедливость, искренне любящий Родину и свободу. Герой Мела Гибсона — мужественный, честный, смелый. Женщины сопереживают ему, восхищаются его героизмом и, конечно, завидуют Софи Марсо. Настоящие герои — действительно редкость.

Корбен Даллас в исполнении Брюса Уиллиса
(Пятый элемент, 1997 г.)

Если мужчина просто красивый, и умеет спасать мир, то этого достаточно для покорения девичьих сердец. А если он еще и умеет вот так вот с хитрецой и обаянием прищуриться, то и обсуждать нечего – наш герой.

Дровер в исполнении Хью Джекмана
(Австралия, 2008 г.)
Вообще сам Хью Джекман — это идеальный кандидат на роль «хорошего парня», судя по его реальной, некиношной жизни. Девушки, которым Хью Джекман, не нравится внешне, почти в один голос заявляют, что пошли бы за него замуж. Он парень приятный, улыбающийся, жена у него не длинноногая модель (что говорит о том, что он ориентируется при выборе не на внешность), дети у него усыновленные (что говорит о его большом сердце), чувство юмора хорошее (кто смотрел выпуски Прожекторперисхилтон с его участием — тот поймет), в общем — веселый, добрый и надежный. Таких мы тоже любим. В «Австралии» он еще и герой, храбрый, дерзкий и чувственный. Берем.

Хэнк Муди в исполнении Дэвида Духовны
(Калифорникейшн, 2007-2011 гг.)
Он спит практически с каждой женщиной, которая этого хочет (а, судя по всему, в Лос-Снджелесе хотят этого все), пьет, совращает малолетних (в оправдание скажем, что о несовершеннолетии партнерши он не знал), принимает наркотики (а кто не курит траву в этом сериале?), подставляет всех вокруг, получает условную судимость, а его все равно любят. Жена (как бы ни ненавидела), дочь (как бы ни стыдилась), друг (как бы ни злился). Да и он их искренне любит. А еще — Хэнк не причиняет никому зла нарочно, ему как будто бы «просто не везет». Просто где-то оступился, катится вниз и не может остановиться. «Благородный в мыслях, слабый на деле». До поры до времени хочется его оправдать, пожалеть и приютить, а потом, устав от вечных проблем, выставить за дверь. Но вспоминать о нем всю жизнь.

Патрик Верона в исполнении Хита Леджера
(10 причин моей ненависти, 1999 г.)
Это лучшая американская романтическая молодежная комедия, я настаиваю. По сути, современная версия «Укрощения строптивой», а по факту — это история про то, что и у непопулярных девушек есть шанс встретить красивого, умного, смешного и, что главное, порядочного сексуального (не будем скрывать) Хита Леджера.  Момент, в котором Патрик поет «I can’t take my eyes off you» на весь стадион, признаваясь тем самым Кейт в любви, — самая яркая подростковая девичья мечта во всем ее киновоплощении. Мы не можем не любить тебя, Хит, и не скучать по тебе. Let us love you!

Текст: Евгения Багмуцкая

Десять мюзиклов в один день

Сегодня замечательный праздник — Международный день Музыки. Музыка — это так же свято, как Кино. По этому поводу — личная подборка из десяти музыкальных фильмов от Евгении Багмуцкой.

Через Вселенную
Режиссер: Джули Тэймор, композитор: The Beatles, 2007 г

Пока кинокритики обвиняют этот фильм-экранизацию песен The Beatles в плоском сюжете, я четыре года не устаю пересматривать его и переслушивать саундтреки. Чудесный актерский состав (Джим Стерджесс, Ивэн Рейчелс Вуд), сюрреалистичный, насыщенный видеоряд, история любви с хеппи-эндом и про политику не забыли. Но главное — музыка. 33 композиции Beatles — словно еще больше утвердились в своем бессмертии. Здесь бродяжка Joe Cocker поет “Come together” у эскалатора метро, отвязный доктор Роберт (в миру — Боно из U2) заявляет со сцены «I’m the Walrus», а добрая “I want you” вдруг звучит словно пинкфлойдовское We Dont Need No Education. Кстати, о “Стене” — вот уж точно фильм, который следует смотреть и слушать, а не читать о нем.

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=n79B3FHi0Fs

Танцующая в темноте
Режиссер: Ларс фон Триер, композитор: Бьорк, 2000 г

Необязательно любить творчество Бьорк, чтобы позволить “Танцующей в темноте” пробраться внутрь, разобрать вас на мелкие детали и оставить так, несобранным и потрясенным. Музыка, песни, и даже почти театральные постановки здесь не увеселения ради и не как дань жанру мюзикла. Так Сельма, почти ослепнувшая, ищет руками поручни, так разукрашивает она в своих фантазиях темнеющий мир — все пространство вокруг нее наполнено звуками. И когда там, в камере, когда героиня Бьорк пытается снова мечтать, тщетно прикасаясь ладонями к стене, напевая сквозь слезы My favourite things, отсылая нас к классическому мюзиклу “Звуки музыки”, прыгая отчаянно на железной сетке кровати — вот тогда становится действительно страшно, что музыки больше не будет. Даже в темноте. Тем более — в ней.

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=62pLY5zFTtc

Все песни только о любви
Режиссер: Кристоф Оноре, композитор: Алекс Бопен, 2007 г

Совершенно французский фильм про совершенно французские отношения, где в любви не важен ни пол, ни количество, ни ориентация — “Выбирай свою”. Все здесь немножко сумасшедшие и безусловно одинокие и беззащитные. Кристоф Оноре собрал лучших из лучших — Луи Гаррель, Людивин Санье, Кьяра Мастроянни и другие), перетасовал как колоду карт и заставил петь шансон (в хорошем смысле этого слова) про дождь над Бастилией, полицейские позывные и секс без обязательств.

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=5jv3zY-B3SI

Призрак Оперы
Режиссер: Джоэл Шумахер, композитор: Эндрю Ллойд Веббер, 2004 г

У Эндрю Ллойда Веббера — что не мюзикл, то хит. Старая как мир история про прячущегося в театре Призрака, изуродованного гения, влюбившегося и покровительствующего молодой певице. Фильм 2007-го года — экранизация популярного бродвейского мюзикла, яркая, душевная, и всев ней хорошо, да только в конце хочется крикнуть “не верю!”. Как можно было не выбрать мужчину, который красив как Джерард Баттлер — пусть и наполовину? Вот и фанаты не понимают. В остальном — фантастическая музыка и шикарные декорации.

Видео:
http://www.youtube.com/watch?v=NJ3UbHpc32A
http://www.youtube.com/watch?v=cAloXGLKCo4&feature=player_detailpage

8 женщин
Режиссер: Франсуа Озон, композитор: Кришна Леви, 2002 г

8 женщин — это францзуские “10 негритят”. Забавный детектив-комедия, в котором только женщины — степенная Катрин Денев, усмехающаяся Фанни Ардан, совсем ребенок  Людивин Санье (замеченная выше во “Всех песнях только о любви”), порочная, но преданная Эммануэль Беар, наконец, такая разная Изабель Юппер и другие. У каждой героини — своя песня, свой музыкальный номер, в котором раскрываются характеры каждой из них. Все почти как на НТВ — скандалы, интриги, расследования. И все это — в обществе 8 красивейших женщин французского кинематографа.

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=lQXeRpLk5ec

Иисус Христос Суперзвезда
Режиссер: Норман Джуисон, композитор: Эндрю Ллойд Веббер, 1973 г

Современная труппа актеров приезжает в израильские пустыни, где они разыгрывают сцены из жизни Иисуса — всем и каждому известную рок-оперу. Которая настолько хороша и самодостаточна сама по себе, что, видимо, авторы фильма и не старались переплюнуть музыку картинкой по грандиозности (и правильно сделали). Собственно, еще с незапамятных 80-х прошлого века, когда “Суперстар” можно было послушать на родительских бабинах, было понятно, что “эта музыка будет вечно”. Фильм — приятная иллюстрация, хотя я лично все равно влюблена в чернокожего Иуду — Карла Андерсона.

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=h1xL6vtLM9U&feature=related

Бриолин
Режиссер: Рэндал Клайзер, композитор: Джон Фаррар, Ричард Роджерс, Майк Столлер и др., 1978 г

Фильм-мюзикл по всем законам жанра — сюжета ноль, песен много и по каждому поводу. Но это совершенно безумный, вертлявый Джон Траволта и изящная Оливия Ньютон, смотреть на которых приятно и весело. Из двух безусловных известных хитов Бриолина — Summer Night и You Are The One That I Want — я выбрала в фавориты первый, а муж — последний. Оно-то и понятно.

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=zHFbhhi_XVc&feature=fvwrel

Мама
Режиссер: Элизабета Бостан, композитор: Жерар Буржуа, Темистокле Попа, 1976 г

Вообще, советский кинематограф — это практически Болливуд: от “Трех мушкетеров” до “Иронии судьбы” все поют. А детские музыкальные фильмы? Мэрри Поппинс, Приключения Электроника, Пеппи длинный чулок, Приключения Буратино — десятки гениальных, не побоюсь этого слова — треков. Но самым любимым для меня остается чудесный французско-румынско-советский мюзикл “Мама” с молодой Людмилой Гурченко и Боярским, по сказке про Волка и семеро козлят. Волшебный фильм — все, от работы художников по костюмов, постановки хореографичских номеров до игры даже самых маленьких актеров, на самом высоком уровне.

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=2Z9XG-nkgNQ

Моя прекрасная леди
Режиссер: Джордж Кьюкор, композитор: Фредерик Лоу, 1964 г

Фильм — экранизация мюзикла Фредерика Лоу, созданного по мотивам пьесы «Пигмалион» Бернарда Шоу. Кстати, картину часто рекомендуют для просмотра с целью изучения английского — мол, очень уж в ней хорош язык. А мне кажется, что в этом фильме особенно хороша Одри Хепберн — в роли грубой цветочницы-замарашки, которую на спор берется обучать правильной речи и манерам профессор.

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=pwNKyTktDIE&feature=related

Мулен Руж
Режиссер: Баз Лурман, композитор: Крэйг Армстронг, 2001 г

Я, признаться, все эти балаганные зрелища, про театры, куртизанок и карликов не особо, но “Мулен Руж”, несмотря на некоторое раздражение от нарочно переигрывающей Николь Кидман, стоит смотреть хотя бы из-за двух сцен, вернее, песен. Душевной Come What May и гениального El Tango De Roxanne.

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=cx5H-49dgvo

Текст: Евгения Багмуцкая

Преподаватели в кино

Ко Дню Знаний новый автор odosuge.com Евгения Бaгмуцкая представляет шесть лучших фильмов провеликих преподавателей: трех мужчин и трех женщин, поровну. Что такое — быть педагогом от Бога: хорошо знать свой предмет, уметь заинтересовать учеников или быть неравнодушным к их судьбе? Решайте на кинопримерах.

Общество мертвых поэтов, 1989 г.

Слоган: «Он был их вдохновением. Он сделал их жизни экстраординарными».

Сюжет: Новый преподаватель английской словесности Джон Киттинг (Робин Уильямс) производит фурор в колледже для мальчиков — он неординарный, эксцентричный, смелый и яркий на фоне остальной чопорной педагогической братии.

Метод: Фильм до сих пор вызывает споры среди зрителей. Одни убеждены — Киттинг помог своим ученикам обрести внутреннюю свободу. Другие, наоборот, осуждают неосмотрительность преподавателя — он не учел того, что консервативное общество намного сильнее, чем каждый мечтатель по отдельности.

Результат: Фильм-предостережение: личная свобода — дар, но дар, который следует отстаивать и борьба за право им обладать может быть тяжелой. Заключительная сцена фильма — одна из сильнейших и известных в мировом кинематографе выбивает пафосную слезу, но говорит нам о том, что так или иначе — педагогу удалось открыть в его учениках то, что они, закованные в правила и ограниченые, были неспособны в себе увидеть: их внутренний голос, громкий и сильный.

Хористы, 2004 г.

Сюжет: Трогательное французское кино о простом и невзрачном педагоге Клементе Матье (Жерар Жунью), пришедшем в интернат для трудных детей-подростков, в котором царило безразличие и жестокое обращение, и создавшем в нем удивительный хор мальчиков.

Метод: Несмотря на то, что далеко не все дети в классе блещут вокальными данными, хор играет в первую очередь роль отдушины для учеников, дает им возможность выразить свои чувства и эмоции через пение.

Результат: Путь к сердцу этих неуправляемых, бестолковых — с точки зрения всех окружающих их — детей мягкий и добрый педагог выбрал через музыку, оставив тем самым яркий след в судьбе каждого ребенка.

Триумф: история Рона Кларка, 2006 г.

Слоган: «Никто не верил в них. Кроме него».

Сюжет: Снятая по реальным событиям лента рассказывает об одном годе работы молодого преподавателя Рона Кларка (Мэтью Перри) в 6-ом классе для отстающих детей одной из школ Гарлема. В этих детей давно никто не верит, их списали со счетов и считают, что их судьба предопределена — и они сами с этим согласны.

Метод: Рон Кларк смог увлечь детей, поверив в каждого из них. Инноваторскими, иногда — не совсем вмещающимися в рамки представления о школьном образовании — методами.

Результат: Когда дети и сами поверили в то, что способны на большее, они показали высокие результаты — обогнав по результатам тестов не только класс одаренных детей, но и все школы в округе Нью-Йорк. Книга реального Рона Кларка «55 заповедей» стала бестселлером и была опубликована в 25 странах. Одна из заповедей гласит — «Мы семья».

Писатели свободы, 2007 г.

Слоган: «Наша история. Наши слова».

Сюжет: Молодая дочь богатого отца Эрин Грувелл (Хилари Суонк) одержима высокими идеями равенства людей — что и приводит ее в школу на Лонг-Бич, где разворачивается настоящая война между этническими группировками.

Метод: Учительница ставит своей целью не столько подчеркнуть индивидуальность каждого студента, а, наоборот, показать, сколько общего между этими, как им кажется, совершенно разными людьми. Что перемены возможны. Что можно умереть в нелепой вражде, а можно оставить после себя что-то ценное. Почти в одиночку героине удается справиться с современным Холокостом.

Результат: Увидев, что преподаватель, в отличие от многих других, хочет и способен их услышать, ученики смогли открыться — ей и друг другу, поняв, насколько все они похожи и равны в своих правах. В течение обучения они записывали свои мысли в специальный дневник — нововведение Мисс Джи, которые в результате были опубликованы в книге под названием «Дневники писателей Свободы». Прототипом героини фильма, реальной Эрин Грувелл в 1997 году был создан некоммерческий Фонд «Писателей свободы».

Улыбка Мона Лизы, 2003 г.

Слоган: «У них было всё. Но она показала им гораздо больше».

Сюжет: Прибыв в качестве преподавателя искусств героиня Джулии Робертс обнаруживает — что престижное образование девушек лишь ширма для все еще царящего в американском обществе женского бесправия. Ни о каком свободомыслии не может быть и речи — даже сами девушки видят себя в первую очередь в роли замужних домохозяек.

Метод: Через искусство и личный пример Кэтрин показывает своим ученицам другой мир — мир, в котором женщина может мыслить свободно и совмещать самореализацию и семью. Никто до нее не заставлял их задумываться над тем, кем они являются сами по себе — как личности, а не как будущие жены. «Я знаю его мнение, мне нужно ваше», — говорит Кэтрин и ее ученицы чуть ли не впервые ощущают потребность в собственной точке зрения. Правда, порой, казалось, что молодая феминистка не столько хочет, чтобы девушки шли по собственному пути, сколько повести их по своему.

Результат: Глобального чуда не произошло — для кого-то Кэтрин так и осталась Мона Лизой, неразгаданной и непонятой, но кого-то — заставила иначе взглянуть на собственное предназначение. Другими глазами посмотрела на себя и сама Кэтрин.

Опасные умы, 1995 г.

Слоган: «Она нарушила правила. И изменила их жизни».

Сюжет: Бывшему морпеху, преподавательнице английского языка Энн Джонсон (Мишель Пфайфер) достается самый неуправляемый класс, на совести которого уже не один сбежавший из школы учитель.

Метод: Ученики уверены, что у них нет выбора — только закончить свою жизнь на улице, так и не получив образования и шанса на более благополучную жизнь. «Вы имеете выбор», — внушает Энн детям, считающим, что выбор уже сделан за них. «Мозг — это те же мышцы, которые нужно тренировать», — объясняет она ученикам, привыкшим решать все физической силой. «Поняв поэзию — вы сможете понять все, что угодно», — доказывает она отмахивающимся от нее ученикам на примерах песен Боба Дилана и Тупака. И у нее получается.

Результат: Энн ведет нелегкую борьбу за каждого из учеников — но не всех удается спасти от них самих. Когда она решает уйти — ученики говорят «Так не пойдет, мам», высказывая тем самым знак уважения, и убеждают ее остаться. Когда коллега спрашивает Энн, как им это удалось, она, смеясь, отвечает: «Они дали мне конфетку и сказали, что я пламя». Пламя, которое осветило их путь.

Текст: Евгения Бaгмуцкая

Мистерия от Oldstyle Video Club

В ближайшую субботу в Киеве пройдет первый показ уникального для Украины «тайного» кинотеатра – Mysterious Cinema, который организован в рамках проекта Oldstyle Video Club. Идея такова: один раз в месяц в непредсказуемом и неизвестном зрителям заранее месте будут крутить какой-нибудь хороший фильм. О том, где же в итоге собраться публике, объявят в последний момент, – чтобы сохранить интригу. Обещаются старинные музеи, вагоны поездов, супермаркеты, крыши многоэтажек, заброшенные дома, самолеты и теплоходы. Название фильма тоже держится в тайне – но кино и место всегда будут тесно друг с другом связаны идейно. Перед началом первого показа зрителям, каждый из которых по условиям дресс-кода должен прийти в шляпе (это тоже как-то связано с идеей фильма), представит небольшую тематическую постановку киевский театр «Черный квадрат».

В то, что с Mysterious Cinema все получится, охотно верится – в портфолио Oldstyle Video Club уже имеются примеры кинопоказов в неожиданных локациях – на крыше многоэтажки прошлым летом и в старинном замке на Золотых воротах этой весной. Стандартное же место встреч зрителей Oldstyle Video Club находится в Daily Kiev Bar, кафе-галерее, ранее называвшейся «ХудГраф» и проживавшей по другому адресу. Уже более двух лет по вторникам на показах собираются приятные молодые люди, пьют кофе и чай, включенные в стоимость билета, едят сладости – и смотрят фильмы, которые выбирает для них Андрей Oldstyle, основатель и тезка собственного киноклуба, диджей и организатор вечеринок.

Андрей Oldstyle рассказал odosuge.com о том, как он выбирает фильмы для показов:
Я нахожу что-нибудь интересное из того, что смотрел сам. Раньше я ориентировался на рецензии кинокритиков и отзывы зрителей на сайтах. Но перестал: это все дело вкуса, – можно не угадать с фильмом. Лучше делать выводы о кино, исходя из его места в рейтинге сайта IMDb, я теперь всегда это учитываю.

В первые месяцы существования клуба я включал жесткий арт-хаус, который всех грузил. Был сеанс, когда я показывал фильм «Груз 200»! Но в жизни и так много проблем, не хочется напрягать зрителей. В нашей группе ВКонтакте каждый может проголосовать за какой-нибудь определенный жанр кино. Чаще всего выбирают комедии, а на втором месте – драмы. Я решил чаще показывать фильмы, где бы сочетались оба жанра – комедийные драмы.

Когда показ происходит в необычном месте, хочется подобрать максимально тематический фильм, который бы мог передать атмосферу. К примеру, в старинном замке мы смотрели фильм «Жилец» Романа Полански, который очень всем понравился. В проекте Mysterious Cinema этому будет уделяться много внимания.

Для первого показа Mysterious Cinema уже выбрана локация – полуподземное сооружение с толстыми стенами из кирпича и камня, которое ранее использовалось для хранения оружия. Фильм тоже уже ждет зрителей – это приключенческая комедия, снятая по некому известному роману, события которого происходят в XVII веке.

Mysterious Cinema – это совместный проект Oldstyle Video Club и первого в Украине бренда беспроводных наушников Rock the Silence. Цена билета на сеанс 9 апреля – 100 гривен, при размещении на стене facebook покупателем информации о проекте, – 80 гривен. Время и место встречи для получения билетов: Daily Kiev Bar (бул. Т. Шевченко, д. 33, 2-й этаж) – во вторник 5 апреля с 19:00 до 22:00, Бессарабская площадь – в четверг 7 апреля с 18:00 до 21:00.

Текст: Марина Арсенова. Фото: предоставлено Oldstyle Video Club

На всякий случай можно посмотреть, как это бывает в Европе. Презентация фильма «Пролетая над гнездом кукушки» британского проекта Secret Cinema